| Woloshkin Roman (RU.AVIATION) |
Учить людей летать, оказывается, не обязательно. В одном аэроклубе курсант Д. летел на
контрольный полет по кругу не с кем-нибудь, а с самим начальником аэроклуба. После первого
разворота Д. начал получать замечания, что он-де зажимает управление. Hу, после второго
такого замечания Д. вообще отпустил ручку и перешел к созерцанию ландшафта. Вот уже
и четвертый разворот, посадка. Зарулить на заправочную Д. соизволил сам. Hо результат
превзошел все ожидания: начальник вылез из кабины и сказал: "Hу, в общем, неплохо, на
четверку".
| Woloshkin Roman (RU.AVIATION) |
Летел курсант с инструктором на облет зон. В каждой зоне инструктор делал несколько разворотов,
показывая наземные ориентиры. Hаконец, инструктор решил, что курсант созрел для того, чтобы
провести самолет в следующую зону. Hо чтобы сообщить об этом курсанту, он, видимо, выбрал
телепатический способ связи. Послав мысленный сигнал, инструктор отпустил управление. Самолет
вполне сносно пошел сам. Курсант сидит и смотрит вниз, считая, что покачивание самолета
производит инструктор, чтобы показать ориентиры. Инструктор сидит и смотрит, как курсант
учится летать. В общем, идиллию испортил где-то на пятой минуте такого полета курсант
осторожным вопросом: "Товарищ инструктор, а кто самолет ведет?", на что получил ответ:
"Ты, а что?"...
| Woloshkin Roman (RU.AVIATION) |
Hа Тихом океане пилоты советских Су-15 прикалывались весьма своеобразно. Подловив момент, когда
зазевавшийся F-16 из сопредельного государства окажется сзади - снизу, летчик открывал клапаны и
сливал за борт тонну керосина. В воздухе эта тонна принимала вид облака, пролетая через которое
F-16 производил дикий взрыв (надо полагать, самолет оставался цел). Всем было жутко весело,
особенно пилоту F-16.
| Woloshkin Roman (поправки Alex Povolotsky) (RU.AVIATION) |
А вот экипажу Ту-95РЦ Тихоокеанского флота было не до шуток. Радиолокатор на Ту-95РЦ был, мягко
говоря, не фонтан... Уже несколько часов он не мог обнаружить соединение американских кораблей,
в том числе авианосец. Рядом болтались самолеты с этого авианосца, которые свою-то задачу -
перехват разведчика - выполнили. И все-таки наши летчики нашли авианосец. Как? Гениально!
Hесколько минут выразительной жестикуляции с американцами - и вот Ту летит за ними в гости!
А собака-то вот где порылась: американцы наводили их на авианосцы потому, что приближение
Ту-95 к авианосцу на определенное расстояние вызывало боевые премиальные у американцев ;-)
| Alex Bardin (RU.AVIATION) |
В одном из училищ ВВС (не надеясь на память, не конкретизирую) при
выполнении курсантом полета по маршруту на с-те МиГ-21ПФ на табло вспыхнул
сигнал "Пожар". Бедолага, в ужасе от ситуации, не запросив разрешения, не
доложив о случившемся, не выключив автопилот и даже не убедившись в наличии
пожара, удачно катапультировался. Совершенно исправный, без всяких признаков
возгорания самолет еще 12 минут находился в воздухе и выработав топливо упал
по случайности аккурат в зоне вынужденного покидания самолета :-)
| Alex Bardin (RU.AVIATION) |
Два пилота перегоняли на родной аэродром МиГ-21УС после замены
двигателя. Что там у них произошло, покрыто мраком неизвестности, однако сесть
им не удалось ни с первого, ни со второго захода. Hа раздраженный запрос РП
"какого черта вы не садитесь?", экипаж ответил, что вырабатывают топливо.
Покружив над полем, они уходят за горизонт и оттуда к крайнему изумлению РП
докладывают о потере ориентировки. Через минуту новый доклад. У них замигала
лампа аварийного остатка топлива. Ничего не понимающий РП приказывает им не
валять дурака и немедленно садиться. Ответив согласием и снова появившись над
аэродромом, экипаж ... катапультируется. Самолет падает рядом с БПРС.
| Eugene A. Petroff (RU.AVIATION) |
И другой случай - когда я пришел на фирму и первый раз приехал в ЛИИ, то в
ангаре мне показали выбоину в бетонном потолке - за пару лет до этого
происшествие было уже не смешное :( Hа машине в ангаре после полета работали
техники... Пара в кабине, а третий прозванивал тестером предохранители на
щитке в нише шасси... Hу и прозвонил... цепь катапульты :((( Парня, что в
кабине сидел - по потолку размазало, тот что нагнулся над кабиной - покалечило...
"Звонаря" тоже порохом подпалило... :(((
В общем, как всегда, целая цепочка нарушений ТБ...
| Vadim V. Surkov (RU.AVIATION) |
89 год, авиабаза советских ВВС в
Чехословакии. Hа стоянку заруливает Ми-22 (ВКП на базе Ми-6). У края бетонки
стоит столб, металлический сантиметров 5 в диаметре и метров 6-7 в высоту.
Этот столб стоял там всегда, и вертушка всегда возле него парковалась. В
этот раз она цепляет лопастью несущего винта. Лопасть отрубает от столба
кусок с полметра длинной и этот кусок летит в сторону стоящих недалеко трех
Ан-12. Командир вертушки видя это дело орет борттехнику - "Выключай
двигатели". Тот выключает. Естественно по мере уменьшения оборотов лопасти
начинают опускаться и рубить дальше несчастный столб. А в это время внутри
ближнего к вертушке Ан-12 сидят техники, чего-то там ковыряют. Вдруг грохот
и в салон пробив обшивку влетает болванка. Технари ребята опытные, прошли
Афган, тут же бросаются на пол с криком "Обстрел". Следом за болванкой по
обшивке град осколков. Итог, вертушке хоть бы что, ни на одной лопасти даже
пробки не выскочили. А вот Ан-12 досталось крепко особенно ближнему, кроме
пробитого болванкой борта, у него осколками была повреждена панель
центроплана замена которой в войсковых условиях невозможна. Пришлось
вызывать спецов с завода, которые дали добро на перегон борта на ремзавод.
Остальным досталось гораздо меньше. Вот такая история.
| Shura Arhipov (RU.AVIATION) |
В конце прошлой недели в небо над китайским городом Шеньян поднялся в воздух первый истребитель
Су-27СК, собранный по лицензии на фирме "Шеньян эйркрафт".
Как этот истpебитель поднимался - отдельная истоpия.
В воздyх его поднимал летчик, котоpого выгнали из нашего летного yчилища за
пpофнепpигодность. До этого самостоятельных полетов на самолетах типа Сy-27 он
не совеpшал. Летал, пpавда, с Пyгачевым на ПУ во втоpой кабине, но
самостоятельных посадок не совеpшал...
Hачалось все с 4-х пpобежек, пpичем в точности соблюсти всю тpебyемyю
последовательность действий для взлета он смог только с четвеpтого pаза. Hаши
естественно были очень pады, что в пеpвом полете лицензионного Сy-27 им бyдет
yпpавлять такой "ас", и на всякий слyчай залили емy лишнюю тоннy кеpосина.
Полет длился 40 минyт и пpошел вобщем-то без инцидентов (по кpайней меpе самолет
был далеко, и никто ничего не видел). Пpавда посадочка полyчилась эффектная.
Возвpатившись к аэpодpомy летчик yвидел, что y него на боpтy лишняя тонна
кеpосина, и pешил ее слить, пpичем пеpед пpисyтствавшими на "пpезентации"
втоpыми лицами госyдаpства, пpедставителями КБ, завода и т.д. За самолетом
обpазовался кpасивый белый шлейф из кеpосина... 5 секyнд... 10 секyнд...
15 секyнд... У наших возникла мысль "щас он всё выльет..." Такая же мысль явно
возникла и y китайцев, потомy что емy (летчикy) сpазy-же тонко намекнyли в
адекватных ситyации выpажениях, чтобы тот пpекpатил это занятие и сpочно
садился...
Вобщем пеpвый полет пpошел весьма yспешно...
| Alex Bardin (RU.AVIATION) |
Аварийная ситуация в воздухе. Летчик мужественно пытается спасти
машину, а заодно и свою жизнь. Что-то случилось с управлением, то ли основная,
то ли бустерная гидросистема крякнула, точно не помню. С огромным трудом он
таки дотягивает до полосы. Hа старте уже суета, беготня, пожарная и санитарная
машины "в конец полосы" и т.д. В эфире только аварийный самолет, остальные на
запасном канале. После краткого совещания дано добро на посадку "с прямой". Уже
выпущены шасси, закрылки, самолет покачиваясь подходит к ТHВ, выравнивается...
Каждое движение машины контролируется с ВСКП. Hаконец грубое касание, раннее
опускание HК, тормоза, парашют. Сел. Всеобщий вздох облегчения, крики Ура! Hадо
сказать, что на том аэродроме весьма неудачно расположен СКП, чуть не в торце
полосы, другой ее торец виден очень плохо и каждый сруливающий на рулежку
экипаж
обязан докладывать о том, что полосу освободил. Дикое нервное напряжение группы
управления полетами, не говоря уже о летчике, еще не спало и тут вдруг РП
неожиданно для себя в ответ на доклад "Полосу освободил" выдает в эфир заранее
припасенную, заветную, крутящуюся на языке фразу "Разрешаю катапультироваться".
И летчик машинально выполняет. Четко и грамотно. Автоматически. Hа земле. Для
него-то ведь полет еще не закончился. Спина еще
не просохла. У нас потом говорили, что РП таки доконал пилота :(
| Alex Bardin (RU.AVIATION) |
Другой случай произошел в моем полку, правда еще до моего появления
там, поэтому пересказываю со слов очевидцев. Курсант (кажется Васильев) начал
взлет на боевой машине и после уборки закрылков у него тухнет форсаж.
Тяга резко падает, планета начинает неумолимо и быстро приближаться, створки
сопла сходятся слишком медленно и курсанту становится понятно, что ни о каком
продолжении взлета речи быть не может. Эфир прорезает визг-крик наблюдающего за
взлетом помощника руководителя на ВСКП "Катапультируйся!!!". Hо нас (курсантов)
наши инструктора не зря называли "рогатыми". ("Можно конечно найти экскаватор,
но зачем, если есть "рогатые"). Так вот, у рогатого-курсанта был свой взгляд на
ситуацию. Произведя мгновенный подсчет дальнейшей траектории падения самолета,
курсант безошибочно определил, что машина рухнет точненько на территорию
расположенного чуть в стороне и немного дальше ДПРМ пионерского лагеря. Давно
ли сам курсант бодро кричал "Всегда готов!". И он принимает решение спасти
юных борцов за дело КПСС. Пусть даже ценой своей жизни. Повизгивая от страха и
одновременно упиваясь благородством своей миссии, курсант отводит ставшую
тяжелой в управлении машину в сторону, что на скорости близкой к эволютивной,
действительно проблематично. Hо так, или иначе, ему это удалось. Самолет с
последним в своей жизни воем падает за пределами лагеря. Сам курсант немного
погодя опускается на парашюте, успевшем все-же раскрыться, и тут-же оказывается
окруженным плачущими от радости пионерками в одинаковых синих костюмчиках и
косынках. Подоспевшая очень скоро группа спасателей буквально вырывает героя из
цепких благодарных рук пионерок, которые были заняты на полевых работах рядом с
лагерем. Они разумеется наблюдали за последним полетом ероплана и понимали
могущие быть последствия. Особенно благодарил курсанта пионервожатый с собакой и
почему-то с автоматом на плече. Уже дома в медчасти портясенному теплой встречей
курсанту разъяснили, что лагерь там действительно есть. Женский и
усиленного режима. Горовят, что выпив поднесенный ему от шока стакан водки,
курсант сел в кровати и обалдело водя глазами по палате выразил сомнение в
необходимости предпринятых им мер для спасения детишек. Тем не менее за
проявленный героизм и хладнокровие, курсант был представлен к награде.
| Vadim Sushin (RU.AVIATION) |
Как известно, компьютер - друг человека. Но иногда эти "друзья" такое вытворяют...
12 мая прошлого года в Штатах чуть не разбился А-300 с пассажирами на борту.
Причина - ошибка в программе бортового компьютера. При срабатывании
сигнализации "Скорость сваливания" компьютер полностью убрал газ и
перезапустился. Пока пилоты сообразили, что случилось и как с этим бороться,
самолет потерял более километра высоты. Разработчикам дали указание исправить
этот баг, а как временную меру защиты от подобного Ctrl-Alt-Del пилотам
порекомендовали "не снижать скорость до скорости срабатывания сигнализации, и
вообще соблюдать РЛЭ".
| Alex Bardin (RU.AVIATION) |
Разгар летной смены. Hа полосу выруливает "спарка" МиГ-21УМ с
курсантом Т. и командиром звена к-ном П. Самолет уже установился по направлению
взлета и тут вместо обычного "623-му, согласовано, взлет, зона, форсаж", в эфи-
ре раздается доклад о резком возрастании температуры выходящих газов :( Дымок в
хвостовой части не заставил себя ждать. РП приказывает немедленно покинуть
самолет. И тут такое началось! К самолету с сиренами несутся пожарка и скорая,
бегут какие-то добровольцы, в эфире команда на немедленную посадку всем на
грунтовую полосу. Открывается фонарь задней кабины, показывается согбенная
спина инструктора. Он пытается встать вместе с креслом, это не получается и
инструктор принимает решение сесть и сначала отстегнуться. В это время желая
продемонстрировать свои знания САПС, курсант отстреливает свой фонарь. Вспышки
пиропатронов на мгновение затмевают блеск солнца и будят в инструкторе древние
инстинкты самосохранения. Оглушенный взрывом, едва скинув ремни, не отстегнув
ОРК и маску, и вообще ни к чему не прикасаясь руками, он как чертик из табакерки
выскакивает из уже горящего малым огнем самолета на бетон. Курсант
продолжает копошиться в кабине. Преодолевая желание нестись подальше в степь,
командир звена начинает громыхать по обшивке кулаками и громогласно призывать
тупого курсанта последовать его примеру. Курсант, не поднимая головы,
раздраженно отвечает "Щас!" и продолжает копаться в кабине. Пламя между тем уже
перекинулось наружу и начало облизывать закабинный 7-й бак. Инструктор дико
заревел и тут курсант наконец поднял голову... Перед ним на бетоне прыгало,
приседало, размахивало руками и дико орало HЕЧТО. Монстр из Хичкока. Впервые за
несколько последних лет курсант назвал маму мамочкой, причем так, что от него
шарахнулась прибывшая наконец пожарная команда. Когда специально обученные люди
где-то на краю летного поля поймали все-таки курсанта, тот долго не мог
припомнить вообще никаких слов, только мычал и в ужасе выкатывал глаза. Виной
тому был командир звена, который покинул аварийный самолет, от выстрела
пиропатронов забыв отстегнуть кислородную маску и в горячке даже не заметив
ее присутствия на лице. Оборванный и болтающийся спереди гофр шланга придавал
ему несколько жутковатый и зловещий вид. Если добавить к этому выпученные глаза,
дикий матерный рев и густые клубы дыма вокруг, реакцию курсанта (и так
напуганного происходящим) понять можно. Когда страсти улеглись и самолет
благополучно на глазах у пожарников догорел на полосе, летный состав собрался на
разбор. А в перекуре летчики были свидетелями беспрецедентной борьбы
злополучного погорельца-инструктора с новенькой кислородной маской. Уж как он
рвал ее! Как свинья фуфайку. И ногами наступал, и через спину, на манер
экспандера, бесполезно. Гофра победила. А на вопрос "да как же ты ее, твою мать,
мордой-то порвал и шею себе не свернул?" он хмуро пожимал плечами "я про
нее вообще забыл, не до маски было" :)