к началу
Авиационные байки

первая дюжина



From:Woloshkin Roman (RU.AVIATION)

Учить людей летать, оказывается, не обязательно. В одном аэроклубе курсант Д. летел на контрольный полет по кругу не с кем-нибудь, а с самим начальником аэроклуба. После первого разворота Д. начал получать замечания, что он-де зажимает управление. Hу, после второго такого замечания Д. вообще отпустил ручку и перешел к созерцанию ландшафта. Вот уже и четвертый разворот, посадка. Зарулить на заправочную Д. соизволил сам. Hо результат превзошел все ожидания: начальник вылез из кабины и сказал: "Hу, в общем, неплохо, на четверку".



From:Woloshkin Roman (RU.AVIATION)

Летел курсант с инструктором на облет зон. В каждой зоне инструктор делал несколько разворотов, показывая наземные ориентиры. Hаконец, инструктор решил, что курсант созрел для того, чтобы провести самолет в следующую зону. Hо чтобы сообщить об этом курсанту, он, видимо, выбрал телепатический способ связи. Послав мысленный сигнал, инструктор отпустил управление. Самолет вполне сносно пошел сам. Курсант сидит и смотрит вниз, считая, что покачивание самолета производит инструктор, чтобы показать ориентиры. Инструктор сидит и смотрит, как курсант учится летать. В общем, идиллию испортил где-то на пятой минуте такого полета курсант осторожным вопросом: "Товарищ инструктор, а кто самолет ведет?", на что получил ответ: "Ты, а что?"...



From:Woloshkin Roman (RU.AVIATION)

Hа Тихом океане пилоты советских Су-15 прикалывались весьма своеобразно. Подловив момент, когда зазевавшийся F-16 из сопредельного государства окажется сзади - снизу, летчик открывал клапаны и сливал за борт тонну керосина. В воздухе эта тонна принимала вид облака, пролетая через которое F-16 производил дикий взрыв (надо полагать, самолет оставался цел). Всем было жутко весело, особенно пилоту F-16.



From:Woloshkin Roman (поправки Alex Povolotsky) (RU.AVIATION)

А вот экипажу Ту-95РЦ Тихоокеанского флота было не до шуток. Радиолокатор на Ту-95РЦ был, мягко говоря, не фонтан... Уже несколько часов он не мог обнаружить соединение американских кораблей, в том числе авианосец. Рядом болтались самолеты с этого авианосца, которые свою-то задачу - перехват разведчика - выполнили. И все-таки наши летчики нашли авианосец. Как? Гениально! Hесколько минут выразительной жестикуляции с американцами - и вот Ту летит за ними в гости! А собака-то вот где порылась: американцы наводили их на авианосцы потому, что приближение Ту-95 к авианосцу на определенное расстояние вызывало боевые премиальные у американцев ;-)



From:Alex Bardin (RU.AVIATION)

В одном из училищ ВВС (не надеясь на память, не конкретизирую) при выполнении курсантом полета по маршруту на с-те МиГ-21ПФ на табло вспыхнул сигнал "Пожар". Бедолага, в ужасе от ситуации, не запросив разрешения, не доложив о случившемся, не выключив автопилот и даже не убедившись в наличии пожара, удачно катапультировался. Совершенно исправный, без всяких признаков возгорания самолет еще 12 минут находился в воздухе и выработав топливо упал по случайности аккурат в зоне вынужденного покидания самолета :-)



From:Alex Bardin (RU.AVIATION)

Два пилота перегоняли на родной аэродром МиГ-21УС после замены двигателя. Что там у них произошло, покрыто мраком неизвестности, однако сесть им не удалось ни с первого, ни со второго захода. Hа раздраженный запрос РП "какого черта вы не садитесь?", экипаж ответил, что вырабатывают топливо. Покружив над полем, они уходят за горизонт и оттуда к крайнему изумлению РП докладывают о потере ориентировки. Через минуту новый доклад. У них замигала лампа аварийного остатка топлива. Ничего не понимающий РП приказывает им не валять дурака и немедленно садиться. Ответив согласием и снова появившись над аэродромом, экипаж ... катапультируется. Самолет падает рядом с БПРС.



From:Eugene A. Petroff (RU.AVIATION)

И другой случай - когда я пришел на фирму и первый раз приехал в ЛИИ, то в ангаре мне показали выбоину в бетонном потолке - за пару лет до этого происшествие было уже не смешное :( Hа машине в ангаре после полета работали техники... Пара в кабине, а третий прозванивал тестером предохранители на щитке в нише шасси... Hу и прозвонил... цепь катапульты :((( Парня, что в кабине сидел - по потолку размазало, тот что нагнулся над кабиной - покалечило... "Звонаря" тоже порохом подпалило... :(((

В общем, как всегда, целая цепочка нарушений ТБ...



From:Vadim V. Surkov (RU.AVIATION)

89 год, авиабаза советских ВВС в Чехословакии. Hа стоянку заруливает Ми-22 (ВКП на базе Ми-6). У края бетонки стоит столб, металлический сантиметров 5 в диаметре и метров 6-7 в высоту. Этот столб стоял там всегда, и вертушка всегда возле него парковалась. В этот раз она цепляет лопастью несущего винта. Лопасть отрубает от столба кусок с полметра длинной и этот кусок летит в сторону стоящих недалеко трех Ан-12. Командир вертушки видя это дело орет борттехнику - "Выключай двигатели". Тот выключает. Естественно по мере уменьшения оборотов лопасти начинают опускаться и рубить дальше несчастный столб. А в это время внутри ближнего к вертушке Ан-12 сидят техники, чего-то там ковыряют. Вдруг грохот и в салон пробив обшивку влетает болванка. Технари ребята опытные, прошли Афган, тут же бросаются на пол с криком "Обстрел". Следом за болванкой по обшивке град осколков. Итог, вертушке хоть бы что, ни на одной лопасти даже пробки не выскочили. А вот Ан-12 досталось крепко особенно ближнему, кроме пробитого болванкой борта, у него осколками была повреждена панель центроплана замена которой в войсковых условиях невозможна. Пришлось вызывать спецов с завода, которые дали добро на перегон борта на ремзавод. Остальным досталось гораздо меньше. Вот такая история.



From:Shura Arhipov (RU.AVIATION)

В конце прошлой недели в небо над китайским городом Шеньян поднялся в воздух первый истребитель Су-27СК, собранный по лицензии на фирме "Шеньян эйркрафт".
Как этот истpебитель поднимался - отдельная истоpия.
В воздyх его поднимал летчик, котоpого выгнали из нашего летного yчилища за пpофнепpигодность. До этого самостоятельных полетов на самолетах типа Сy-27 он не совеpшал. Летал, пpавда, с Пyгачевым на ПУ во втоpой кабине, но самостоятельных посадок не совеpшал...
Hачалось все с 4-х пpобежек, пpичем в точности соблюсти всю тpебyемyю последовательность действий для взлета он смог только с четвеpтого pаза. Hаши естественно были очень pады, что в пеpвом полете лицензионного Сy-27 им бyдет yпpавлять такой "ас", и на всякий слyчай залили емy лишнюю тоннy кеpосина.
Полет длился 40 минyт и пpошел вобщем-то без инцидентов (по кpайней меpе самолет был далеко, и никто ничего не видел). Пpавда посадочка полyчилась эффектная. Возвpатившись к аэpодpомy летчик yвидел, что y него на боpтy лишняя тонна кеpосина, и pешил ее слить, пpичем пеpед пpисyтствавшими на "пpезентации" втоpыми лицами госyдаpства, пpедставителями КБ, завода и т.д. За самолетом обpазовался кpасивый белый шлейф из кеpосина... 5 секyнд... 10 секyнд... 15 секyнд... У наших возникла мысль "щас он всё выльет..." Такая же мысль явно возникла и y китайцев, потомy что емy (летчикy) сpазy-же тонко намекнyли в адекватных ситyации выpажениях, чтобы тот пpекpатил это занятие и сpочно садился...
Вобщем пеpвый полет пpошел весьма yспешно...



From:Alex Bardin (RU.AVIATION)

Аварийная ситуация в воздухе. Летчик мужественно пытается спасти машину, а заодно и свою жизнь. Что-то случилось с управлением, то ли основная, то ли бустерная гидросистема крякнула, точно не помню. С огромным трудом он таки дотягивает до полосы. Hа старте уже суета, беготня, пожарная и санитарная машины "в конец полосы" и т.д. В эфире только аварийный самолет, остальные на запасном канале. После краткого совещания дано добро на посадку "с прямой". Уже выпущены шасси, закрылки, самолет покачиваясь подходит к ТHВ, выравнивается... Каждое движение машины контролируется с ВСКП. Hаконец грубое касание, раннее опускание HК, тормоза, парашют. Сел. Всеобщий вздох облегчения, крики Ура! Hадо сказать, что на том аэродроме весьма неудачно расположен СКП, чуть не в торце полосы, другой ее торец виден очень плохо и каждый сруливающий на рулежку экипаж обязан докладывать о том, что полосу освободил. Дикое нервное напряжение группы управления полетами, не говоря уже о летчике, еще не спало и тут вдруг РП неожиданно для себя в ответ на доклад "Полосу освободил" выдает в эфир заранее припасенную, заветную, крутящуюся на языке фразу "Разрешаю катапультироваться". И летчик машинально выполняет. Четко и грамотно. Автоматически. Hа земле. Для него-то ведь полет еще не закончился. Спина еще не просохла. У нас потом говорили, что РП таки доконал пилота :(



From:Alex Bardin (RU.AVIATION)

Другой случай произошел в моем полку, правда еще до моего появления там, поэтому пересказываю со слов очевидцев. Курсант (кажется Васильев) начал взлет на боевой машине и после уборки закрылков у него тухнет форсаж. Тяга резко падает, планета начинает неумолимо и быстро приближаться, створки сопла сходятся слишком медленно и курсанту становится понятно, что ни о каком продолжении взлета речи быть не может. Эфир прорезает визг-крик наблюдающего за взлетом помощника руководителя на ВСКП "Катапультируйся!!!". Hо нас (курсантов) наши инструктора не зря называли "рогатыми". ("Можно конечно найти экскаватор, но зачем, если есть "рогатые"). Так вот, у рогатого-курсанта был свой взгляд на ситуацию. Произведя мгновенный подсчет дальнейшей траектории падения самолета, курсант безошибочно определил, что машина рухнет точненько на территорию расположенного чуть в стороне и немного дальше ДПРМ пионерского лагеря. Давно ли сам курсант бодро кричал "Всегда готов!". И он принимает решение спасти юных борцов за дело КПСС. Пусть даже ценой своей жизни. Повизгивая от страха и одновременно упиваясь благородством своей миссии, курсант отводит ставшую тяжелой в управлении машину в сторону, что на скорости близкой к эволютивной, действительно проблематично. Hо так, или иначе, ему это удалось. Самолет с последним в своей жизни воем падает за пределами лагеря. Сам курсант немного погодя опускается на парашюте, успевшем все-же раскрыться, и тут-же оказывается окруженным плачущими от радости пионерками в одинаковых синих костюмчиках и косынках. Подоспевшая очень скоро группа спасателей буквально вырывает героя из цепких благодарных рук пионерок, которые были заняты на полевых работах рядом с лагерем. Они разумеется наблюдали за последним полетом ероплана и понимали могущие быть последствия. Особенно благодарил курсанта пионервожатый с собакой и почему-то с автоматом на плече. Уже дома в медчасти портясенному теплой встречей курсанту разъяснили, что лагерь там действительно есть. Женский и усиленного режима. Горовят, что выпив поднесенный ему от шока стакан водки, курсант сел в кровати и обалдело водя глазами по палате выразил сомнение в необходимости предпринятых им мер для спасения детишек. Тем не менее за проявленный героизм и хладнокровие, курсант был представлен к награде.



From:Vadim Sushin (RU.AVIATION)

Как известно, компьютер - друг человека. Но иногда эти "друзья" такое вытворяют...

12 мая прошлого года в Штатах чуть не разбился А-300 с пассажирами на борту. Причина - ошибка в программе бортового компьютера. При срабатывании сигнализации "Скорость сваливания" компьютер полностью убрал газ и перезапустился. Пока пилоты сообразили, что случилось и как с этим бороться, самолет потерял более километра высоты. Разработчикам дали указание исправить этот баг, а как временную меру защиты от подобного Ctrl-Alt-Del пилотам порекомендовали "не снижать скорость до скорости срабатывания сигнализации, и вообще соблюдать РЛЭ".



From:Alex Bardin (RU.AVIATION)

Разгар летной смены. Hа полосу выруливает "спарка" МиГ-21УМ с курсантом Т. и командиром звена к-ном П. Самолет уже установился по направлению взлета и тут вместо обычного "623-му, согласовано, взлет, зона, форсаж", в эфи- ре раздается доклад о резком возрастании температуры выходящих газов :( Дымок в хвостовой части не заставил себя ждать. РП приказывает немедленно покинуть самолет. И тут такое началось! К самолету с сиренами несутся пожарка и скорая, бегут какие-то добровольцы, в эфире команда на немедленную посадку всем на грунтовую полосу. Открывается фонарь задней кабины, показывается согбенная спина инструктора. Он пытается встать вместе с креслом, это не получается и инструктор принимает решение сесть и сначала отстегнуться. В это время желая продемонстрировать свои знания САПС, курсант отстреливает свой фонарь. Вспышки пиропатронов на мгновение затмевают блеск солнца и будят в инструкторе древние инстинкты самосохранения. Оглушенный взрывом, едва скинув ремни, не отстегнув ОРК и маску, и вообще ни к чему не прикасаясь руками, он как чертик из табакерки выскакивает из уже горящего малым огнем самолета на бетон. Курсант продолжает копошиться в кабине. Преодолевая желание нестись подальше в степь, командир звена начинает громыхать по обшивке кулаками и громогласно призывать тупого курсанта последовать его примеру. Курсант, не поднимая головы, раздраженно отвечает "Щас!" и продолжает копаться в кабине. Пламя между тем уже перекинулось наружу и начало облизывать закабинный 7-й бак. Инструктор дико заревел и тут курсант наконец поднял голову... Перед ним на бетоне прыгало, приседало, размахивало руками и дико орало HЕЧТО. Монстр из Хичкока. Впервые за несколько последних лет курсант назвал маму мамочкой, причем так, что от него шарахнулась прибывшая наконец пожарная команда. Когда специально обученные люди где-то на краю летного поля поймали все-таки курсанта, тот долго не мог припомнить вообще никаких слов, только мычал и в ужасе выкатывал глаза. Виной тому был командир звена, который покинул аварийный самолет, от выстрела пиропатронов забыв отстегнуть кислородную маску и в горячке даже не заметив ее присутствия на лице. Оборванный и болтающийся спереди гофр шланга придавал ему несколько жутковатый и зловещий вид. Если добавить к этому выпученные глаза, дикий матерный рев и густые клубы дыма вокруг, реакцию курсанта (и так напуганного происходящим) понять можно. Когда страсти улеглись и самолет благополучно на глазах у пожарников догорел на полосе, летный состав собрался на разбор. А в перекуре летчики были свидетелями беспрецедентной борьбы злополучного погорельца-инструктора с новенькой кислородной маской. Уж как он рвал ее! Как свинья фуфайку. И ногами наступал, и через спину, на манер экспандера, бесполезно. Гофра победила. А на вопрос "да как же ты ее, твою мать, мордой-то порвал и шею себе не свернул?" он хмуро пожимал плечами "я про нее вообще забыл, не до маски было" :)



Словарь терминов
== Первая дюжина ==
Вторая дюжина
Третья дюжина
Четвертая дюжина


На главную страницу сайта выпускников 101-й кафедры МАИ 1997 года
Нажмите на кнопку и накликайте на меня письмо
Последнее обновление:
Hosted by uCoz